ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Как разрешить конфликт с педагогом?

Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету в совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы - общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам нечего делить.


Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода.
В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении) как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, в побегах с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную, ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз, не то без присмотра он наделает глупостей.

Ты возразишь: а если учитель резкий, способный унизить грубым словом, издевательски высмеять, мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не сделать в ответ? И сказать, и сделать. Но что? Как поступить правильно? Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение. Конфликт разрастется, в него окажутся втянуты родители и администрация, ты превратишься в хулигана и злостного нарушителя дисциплины. Но выход есть, причем соответствующий позиции взрослого, самостоятельного и рассудительного человека.

В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает твои права.

Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель посмотрит на тебя по-новому.

Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе - закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию.

Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не страшнее?

Как вести себя при возникновении конфликта?

1. В момент конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а можно форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай «ТЫ-высказываний», пользуйся «Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел, не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в крайне затруднительном положении без этой книги».

2. Остроту момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае тебе виднее, как поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт нужно форсировать? Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ подвел...».

3. Избегай переходов на личности и обобщающих обвинений со словами «всегда», «вечно», «никогда». При необходимости можно сказать: «Ты подвел меня». Но нельзя говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя никогда нельзя положиться!». Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал мне правду...». Нельзя: «Ты лжец, врун, обманщик».

Почему нельзя так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет забыт. Начнется жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет защищать свое самоуважение и вспоминать все случаи с самого первого класса, когда он говорил правду, и на него можно было положиться. Отношения вконец испортятся, а ты ничего не добьешься. Правило: обобщенные обвинения не конструктивны.

4. Если конфликты для тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность примирять противоборствующие стороны и сглаживать инциденты, не скрывай эту потребность. Роль миротворца – самая благородная роль. Если можешь помочь - не бойся, не стесняйся и не раздумывай. Помоги. В следующий раз помогут тебе.

 


 


Как начать учебу без проблем

Порой трудно заставить себя после долгих каникул сесть за учебники. И вот проходят дни и недели, а вы не можете влиться в учебный процесс. В результате возникает масса задолженности, пересдач.

Главное для успешного начала учебы – это настроиться на неё.

Для успешного начала учебного процесса нужна сильная самоорганизация. Строго следуйте своему режиму, не сбивайтесь.

Если в какой-то день вам нужно сделать немного заданий, то сначала выполните их, а свободное время посвятите любимому занятию. Ни в коем случае не поступайте наоборот. Расслабившись, вам будет гораздо труднее прочесть параграф или написать доклад.

Запоминайте часть материала с уроков в школе. Так вам будет гораздо проще повторить пройденное. Поэтому не прогуливайте, посещайте систематически все занятия.

Думайте об отдыхе. Не готовьтесь к занятиям без передышки. Чередуйте, например, час учебы и 10-15 минут отдыха. Но только не позволяйте растянуть перерыв. Важно настроиться на учебу со всей ответственностью.

Иногда, как только начинаешь садиться за учебники, находится множество неотложных дел: сходить в магазин, позвонить подруге, поесть. Сосредоточьтесь на учебе, выкиньте из головы все, как бы ни было это трудно.

Самый простой способ поднять настроение и улучшить самочувствие - прогулка. Обязательно по 30 - 40 минут раз в день прогуляться быстрым шагом на свежем воздухе.

И последний совет для всех тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение «Звезда». Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день!

 


Выбор профессии 

Ты уже старшеклассник? Перед тобой в полный рост встала серьезная задача – выбор профессии. Некоторым старшеклассникам очень повезло, и они точно знают, какая профессия им нравится, чем конкретно они в будущем будут заниматься, и где конкретно будут учиться. Они счастливчики (если не очень при этом ошиблись, принимая за призвание просто сегодняшнее настроение).

Но так получается далеко не всегда. Очень многие оказываются в весьма сложной ситуации – перед ними встает задача со многими переменными. Нравятся многие предметы, часто взаимоисключающие с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно сразу. Неплохо принять во внимание и востребованность этой профессии, и зарплату (не святым же духом питаться!), и круг людей, с которыми придется работать, и многие другие тоже очень важные вещи. Некоторые школьники теряются от степени ответственности и запутанности обстоятельств, которые они обязаны принять во внимание, и готовы слушать любого, кто уверенно им что-то советует. Не надо слушать всех и в особенности любого, ведь речь идет о твоем будущем, которое, что бы там ни было, в значительной степени зависит от тебя. Эти всего-навсего краткие советы: как не растеряться в обилии книг, которые ты можешь прочитать по этой проблеме, в множестве специалистов, которые готовы тебе помочь (в том числе и в твоей школе), в целом списке важных обстоятельств, которые необходимо учесть (зарплата, востребованность, условия работы и еще многое другое). Они не избавят тебя от сложной работы, ты все равно должен читать книги на эту тему (учти, среди них есть и нужные тебе), пойти к специалистам, выполнять задания школьного психолога, принимать трудное (а иногда и мучительное) решение, но все же своего рода начальная ориентировка в этой проблеме нужна. Есть такая поговорка – «За деревьями не увидел леса». В жизни так и происходит: принял во внимание множество обстоятельств, но забыл, не учел, пренебрег самым важным. Вот про самое важное и пойдет речь.

Советы

1. Сначала выбирай только сферу деятельности

Профессиональное самоопределение – это не станция, куда нужно прибыть прямо к окончанию средней школы, для многих это длинный путь, который будет продолжаться многие годы. Конечно, некоторым везет, и они сразу попадают на свое призвание, которое всю жизнь им будет светить. У большинства так не бывает. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, только сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией. Значит, тебе нужен серьезный университет (далеко не каждый) и биологическое направление. Это реально выполнимая задача.

2. Принимай решение самостоятельно

Помощь в выборе профессии ты можешь получить сейчас самыми разными способами: как уже говорилось, это и книги (например, для этих целей выпущена целая энциклопедия для старшеклассников), это и специалисты-консультанты, это и люди, успешно работающие, которые дадут тебе советы, что называется, «изнутри», наконец, есть вузы, которые устраивают «дни открытых дверей» и подробно рассказывают и о том, чему там будут учить, и что придется делать после окончания. Все это хорошо и очень нужно, но решение ты должен принимать сам и только сам. Только ты знаешь, что тебе делать важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь. Слушай всех, а решение принимай только сам.

3. Опирайся, прежде всего, на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности

Принимая решение, опирайся прежде всего на то, что тебе интересно, что именно у тебя хорошо получается, а что похуже. Самое главное, что ты должен учитывать, это то что тебе нравится, от чего ты получаешь, пусть временами, удовольствие. Ведь будущая профессия – это дело, которым ты будешь заниматься очень долго (не исключено, и всю жизнь) и нужно выбрать такое дело, которое тебе за эти будущие годы останется интересным. Как минимум за эти годы не надоест. Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе, конечно, очень важны, но, честно говоря, опыт показывает, что очень хороший специалист, работая даже в малобюджетной области, зарабатывает достаточно, а уж условия труда он в конечном счете выбирает сам. Правда, для этого надо быть очень хорошим специалистом. Кроме того, не забывай, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов – тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь прежде всего на свой интерес.

4. Серьезно занимайся проблемой выбора профессии

На свою интуицию полагаться надо. Но все-таки этого мало. Ты плохо знаешь и себя и еще хуже знаешь разные профессии, которые есть в мире. Это серьезное дело и этим вопросом надо серьезно заниматься. С налету такие вопросы не решают. Читай книги, ходи к специалистам, выполняй тесты, которые дает тебе школьный психолог. Это все полезная информация. Не стесняйся задавать вопросы всем, кто так или иначе связан с тем, что тебя интересует. Словом, собирай информацию по профессиям всюду, где можешь, – это полезно. Но не забывай, что самое главное – нравится тебе будущее твое дело или нет. С этого и начинай.

5. Старайся получить о будущей профессии конкретную информацию

Информации вокруг много, но иногда важно что-то и посмотреть лично. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения придти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял.

6. Воля человека делает чудеса, но с реальностью надо считаться

Бывает так, что ты чувствуешь, что эта профессия твоя, ты для нее рожден, а психолог говорит, что это не твое (хочешь стать ученым, а учишься из рук вон плохо, стать полевым геологом, а здоровье слабое, стать выдающимся дизайнером, а на компьютере умеешь только на сайте сидеть и т.д.). Запомни, что существует 2 взаимоисключающих утверждения: с реальностью надо считаться и воля человека делает чудеса. И каждое из них – правда. Слабый здоровьем Суворов стал великим полководцем, а академик Зельдович стал академиком, не имея за плечами даже среднего образования. Но для таких чудес необходимо огромное желание и железная воля. Конечно, этот совет противоречив, но ты сам можешь выбрать из него ту часть, которая тебе подходит. Надеешься на свою волю - вторую часть, не очень-то надеешься – первую.

7. Напиши план работы и веди регулярные записи

Если ты хочешь этот серьезнейший вопрос решать серьезно, то составь план работы: в произвольной форме, но обязательно продумай и запиши, что прочитать, что посмотреть в Интернете, куда пойти за советом, какие вопросы ты задашь специалистам. Напиши, что ты решил предварительно, на какие вопросы надо тебе получить ответ, что останется невыясненным. Такой план нужен не потому, что ты можешь что-нибудь забыть (не сомневаюсь, что память у тебя отличная), а потому, что в процессе составления плана работы и дальнейших записей многое становится более четким и часто понятным (если это конечно, не делается формально). И потом, по мере продвижения на этом пути, делай записи, кто и что посоветовал тебе, что ты об этом думаешь. Это тебе пригодится. Можешь эти записи делать в своем дневнике, если ты его уже ведешь. Кстати, полезная вещь– личный дневник, неслучайно его вели многие выдающиеся люди (если не подавляющее большинство). Попробуй, и, может, он станет и для тебя необходимым.

Несколько шагов в будущую профессию

А теперь – что конкретно тебе стоит делать для того, чтобы к концу обучения тебе знать, куда и зачем пойти учиться. В сущности, выбор профессии состоит всего из нескольких шагов, но их надо пройти вдумчиво и максимально ответственно.

Шаг 1-ый. Разберись в своих интересах

Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать всего две вещи: какой ты и что именно ты любишь делать. Начни с интересов. Подойдет любая анкета интересов. Можешь взять анкету Е.А. Климова, анкету А. Голомштока (они есть у школьного психолога или в Интернете). Главное – разберись, что ты любишь делать, что у тебя не получается сейчас, но ты понимаешь, веришь, что если очень постараешься, то получится. Словом, определись, что тебе отчетливо нравится, а что нет.

Шаг 2-ой. Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам

Если, скажем, ты очень любишь общаться и у тебя это хорошо получается, ищи, какие профессии соответствуют твоим наклонностям, это может быть профессия менеджера или психолога (только практического), учителя- воспитателя или даже специалиста по гостиничному управлению (есть и такая нужная профессия). Найди справочник «99 популярных профессий», ищи книжки о профессиях, советуйся с людьми, определяя, какие именно профессии тебе подходят. Словом, действуй.

Шаг 3-й. Попробуй разобраться, какие нужные качества у тебя есть

А теперь самое трудное. Каждая профессия предъявляет свои собственные требования к человеку. Попробуй понять, что потребует от тебя твоя будущая профессия. Прочитай в книгах, посоветуйся с психологами. А дальше посмотри, что из этого необходимого у тебя есть. А если нет, хватит ли у тебя желания и воли это развить. Развить в юности можно многое, но, конечно, если очень захочешь… Есть анкета уровня развития воли, посмотри ее. Развить волю тоже можно, но это тяжелый труд. Если ты можешь на это решиться, то дерзай.

Шаг 4-ый. Прими предварительное решение

Посмотри, что тебе дали первые три шага. Прими начальное, предварительное решение о самом характере деятельности. Предположим, ты решил, что тебе лучше заняться научной деятельностью - тебе нравится анализировать сложную информацию, нравится размышлять, что получится, нравится продумывать эксперименты, анализировать результаты (с условием, что ты не просто читал об этой деятельности в книжках, а в своей школе выполнял какие-то работы проектно-исследовательского характера). Если это так, то тебе может подойти деятельность ученого. Готовить себя к научной работе – это уже очень большой шаг в профессиональном самоопределении, следующие шаги можно сделать уже поближе к выпуску. Или наоборот, ты хочешь заняться чем-то вполне конкретным, практическим делом. Это уже очень важная часть решения о будущей профессии. Ты уже готов идти дальше.

Шаг 5-ый. Иди к школьному психологу или к специалистам

Сейчас самое время идти к специалистам. Узнай, работает ли в вашей школе психолог, готов ли он проконсультировать тебя по этой проблеме. Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию.

Шаг 6-ой. Встречайся с профессионалами в выбранной тобой профессии

Попробуй встретиться с людьми-профессионалами в избранной тобой области деятельности. Попроси родителей помочь тебе, узнай, есть ли публичные лекции по этой тематике. Если получится, сходи на лекцию, наберись храбрости и задай вопрос специалисту – учись. Задавать вопросы – немаловажная часть многих профессий, так что учись этому смолоду.

Шаг 7-ой. Куда пойти учиться?

Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие вузы готовят по твоей будущей профессии, когда у них «День открытых дверей». И готовь вопросы снова. У активного человека существенно меньше вероятность сделать ошибку. Сходи в два – три, четыре вуза, посмотри, где тебе больше нравится климат (психологический, эстетический и любой, который тебя волнует).

Шаг 8-ой. Двери не закрываются…

Ты думаешь, что ты прошел путь профессионального выбора до конца, – это вряд ли. Сейчас время другое. Многие психологи даже советуют менять, если не профессию, то тип и форму деятельности каждые 5-7 лет. Чтобы не появлялись стереотипы, которые мешают творчеству, чтобы не было так называемого «выгорания», когда тебе твоя работа кажется тяжелым грузом, чтобы научиться чему-то новому. Ведь только тогда, когда мы учимся и делаем что-то новое, мы развиваемся. Так что твой путь выбора профессии, выбора себя еще очень длинный.

Счастливого тебе пути!