ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мой ребенок первоклассник!

В 6-7 лет формируется мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.


Никогда не отправлять ребенка одновременно в 1-й класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7летних детей. Если малыш не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со 2-го класса.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерывать и обязательно давать малышу физкультурную зарядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания и устные. Общая длительность занятий не более 1-го часа.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки должны, продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Больше всего на свете в течение 1-го года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.

Несколько коротких правил

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
- Не позволяйте себе (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других;
- Следует, по возможности, честно и терпеливо отвечать на его вопросы;
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком;
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми;
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку;
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно;
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка;
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка;
- Признавайте права ребенка на ошибки;
- Помните, ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослые.

Заметки психолога родителям

Существует большой соблазн измерять родительскую любовь подаренными игрушками, шоколадками или, в крайнем случае, проведенными с ребенком часами. Иногда мамы говорят, что ради ребенка они поступились карьерой или личной жизнью (ребенок, судя по всему, в эти рамки не вписывается), что, увы, не принесло ожидаемой отдачи со стороны подросшего чада.

Прежде всего следует заметить, что отношения с детьми не стоит выстраивать по принципу «ты - мне, я - тебе». А если говорить о содержательной стороне, то количественную характеристику в категориях «много» или «мало» следовало бы заменить качественной оценкой самого процесса общения. От родителя в этот момент требуется только одно – полностью принадлежать ребенку.

Умение сопереживать – очень важное и нужное умение, помогающее детям чувствовать себя в безопасности, а взрослым быть в курсе всего того, что происходит с ребенком.

Родители могут оградить ребенка от негативных явлений жизни, но они не в состоянии оградить его от тех переживаний, которые сопровождают взрослых в вязи с теми или иными событиями. Дети очень чутко реагируют на любые изменения в настроении окружающих их близких.

Появление в семье второго (или третьего) ребенка нередко относится к числу весьма травмирующих событий для старшего. Это действительно так, но лишь в том случае, если он чувствовал себя не очень комфортно и раньше. Его недолюбили. В противном случае ожидание братика или сестренки является радостным событием для всех членов семьи. Родительская любовь сравнима с колодцем, вода в котором по мере ее откачивания лишь пребывает. Ее хватит на всех.

Родители зачастую жалуются, что не знают, «откуда что берется». Не нужно искать далеко. Ребенок понимает, что такое угол, но не понимает как, он может быть связан с наказанием. Было бы большой ошибкой думать, будто все хорошее ребенок черпает из семьи, а плохое – из школы или детского сада. Хорошо известно, что дети подражают своим сверстникам, но чувствительность к тем или иным воздействиям среды воспитывается все-таки дома.


 

Родителям пятиклассников

В пятом классе многое для детей оказывается новым: учителя, предметы, форма, обучения, а иногда и одноклассники.
Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются стереотипы, самооценка ребенка: ведь теперь его оценивает ни один педагог, а несколько.

Благоприятные моменты перехода из начальной школы в среднюю:

- дети узнают свои слабые и сильные стороны;
- дети учатся смотреть на себя глазами разных людей;
- дети учатся гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Трудности перехода из начальной школы в среднюю:

- постепенное снижение интереса к учебной деятельности;
- cложные физиологические изменения, предшествующие половому созреванию;
- опасные эксперименты (курение, сомнительные знакомства, «плохие» компании).

Рекомендации родителям

Спланировать день подростка, чтобы у него не оставалась времени на «глупости» и бесцельное времяпровождение.

Вместе с ребенком обсудить, какие кружки или факультативы хотел бы он посещать, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Выбирая спортивные секции, очень внимательно отнеситесь к виду спорта, которым будет заниматься ребенок, и к педагогу, который будет его тренировать.

Подросток должен иметь возможность спокойно поиграть со сверстниками на воздухе в том ритме, котором ему задает собственное тело.

Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются стереотипы, самооценка ребенка: ведь теперь его оценивает ни один педагог, а несколько.